Это один из первых анализаторов, который начинает свою работу еще в утробе матери. Прикосновения служат важной частью социального развития. От них зависит наша оценка окружающей среды, где мы находимся, и возможность отвечать на нее. Кожа выступает осязательным анализатором. Рецепторы, находящиеся в разных слоях кожи, откликаются на различные раздражители. Малыши познают мир через тактильные ощущения, ползая, ребенок «пробует» окружающую среду через рот. Предметы, попавшие в руки младенца, оказывают большую службу в развитии ребенка, так он учится различать формы, цвета и текстуры предметов. Самыми восприимчивыми частями тела являются руки, стопы и рот. Наиболее чувствительны кончики пальцев рук, губ, носа, языка. Меньше всего мы ощущаем прикосновения к спине и животу.
Тактильная система оказывает защитную и дискриминантную функции. Защитная функция дает нам сигнал об опасности, когда нужно защищаться и тело реагирует на данный сигнал. Дискриминантная функция помогает ощутить предмет, его текстуру, форму. От работы этих функций зависит ответная реакция организма на окружающую действительность. Не у всех тактильная система выполняет свои функции в балансе, особенно это касается детей.
Тактильные нарушения подразделяются на:
1. Расстройства тактильной модуляции:
а) Тактильная повышенная чувствительность (гиперчувствительность) — это реакция организма негативно реагировать на различные тактильные раздражители. У детей в этом случае наблюдаются отрицательные эмоции и неадекватное поведение на прикосновения, объятия, на неудобную одежду, на соприкосновение с водой и другими влажными структурами, на причесывание и стрижку ногтей. Однако, когда ребенок сам создает себе тактильные ощущения, он реагирует спокойнее, он ожидает это прикосновение и оно не вызывает у него стресс.
б) Тактильная пониженная чувствительность (гипочувствительность) − когда ребенок ощущает прикосновения только, если они (прикосновения) очень сильные. Такие дети пассивны в поведении, они имеют трудности с планированием своих действий, ощущение боли отсрочено, что может быть очень опасно для жизни и здоровья ребенка. Они не замечают, что испачкались или у них, течет из носа, могут наступить на игрушку и не заметить этого. Бывают случаи, когда ребенок говорит, что любит уколы, но на самом деле он их просто не чувствует. Зачастую ребенок с гипочувствительностью может не замечать раны и ссадины. Может проявлять аутоагрессию: кусает, щипает, царапает себя.
в) Поиск тактильных ощущений. В этом случае ребенок старается потрогать всё и всех, предпочитает пачкающие игры и стремится к ним. Вибрация доставляет удовольствие такому ребенку. В пище отдает предпочтение соленым, кислым, сладким, острым блюдам.
2. Слабая тактильная дискриминация − когда ребенок не понимает к чему прикоснулся, не может найти в портфеле нужный предмет на ощупь, не запоминает текстуру предмета. Есть трудности с мелкой моторикой (не умеет застегивать пуговицы, молнии), испытывает страх темноты, нет критики к своему внешнему виду (может выглядеть неопрятно), тянет в рот предметы, даже после двухлетнего возраста.
Человек совершает каждое действие телом в результате двигательного планирования. Дети, которые не ощущают свое тело, не умеют планировать свои движения и выглядят неуклюжими. Крупная и мелкая моторика соответствует более младшему возрасту. Есть проблемы со способностью издавать и согласовывать звуки, необходимые для речи. Тактильные дисфункции серьезно осложняют жизнь ребенку и препятствуют его своевременному развитию. Метод сенсорной интеграции помогает детям с нарушениями тактильного анализатора и позволяет эффективно проработать имеющиеся проблемы совместно со специалистом по данному методу.
специалист по социальной работе
БУ «Нижневартовская психоневрологическая больница Татьяна Тарасова