
Как встречаются люди? Случайность или неизбежность, что же это? Да, над этим вопросом можно долго ломать голову, на протяжении многих миллионов слов, тысячами разных умов, но мы поступим иначе. Примем за истину, мнение, что случайность и неизбежность имеют общую суть, а слова – это разнящиеся оценки в умах оценивающих событие. Критики с легкостью могут обвинить в заумности сказанного, но их мнение мало кого волнует. Читателю же, я хотел бы рассказать одну удивительную историю, случившуюся, а может быть, и нет, где-то среди бесчисленного множества других историй, происходящих друг рядом с другом на этой маленькой планете.
Сергей – молодой и красивый юноша возвращающийся со срочной службы из Германии, где постоянно после войны находился определенный контингент советских войск. Возвращался не один – с друзьями, решили, что заедут к одному из другу в Омск, начиналась уборочная – возможно будет заработать. Уже на второй день по приезду Сергей знакомится с милой девушкой, и начинает за ней ухаживать, с каждым днем удаляясь от друзей, теперь ему не интересно было с ними. Тамара – так звали эту милую сибирячку, перед которой не смог устоять как бы сейчас сказали – дембель, горячий южанин, Сергей родом из Темрюка. За встречами и свиданиями незаметно пролетели две недели, нужно было уезжать домой. На последнем свидании Он сказал ей, - через месяц я приеду и заберу тебя к себе. Девушка ничего не сказав опустила голову, поправила ситцевый платочек, на ее глазах выступили слезы. В голове пронеслось бросил… а ведь как чувственно он рассказывал о своей жизни, о своих родителях, о том, как служил в Армии и нигде-нибудь – за границей, в Германии. И о том, какую девушку он встретил здесь в под Омском, и нисколько не жалеет, что заехал с друзьями сюда, после службы.
Прошел ровно месяц. Занимаясь работой по дому, Тамара услышала звуки играющей гармошки. Что-то екнуло в груди, да нет, не может быть. Звуки гармошки приближались к ее дому. Мама, сидевшая рядом спросила: «Что за праздник сегодня? Хорошо играет». Дочь посмотрела в окно и осела, во дворе стоял Сергей, играющий на гармошке, рядом были друзья, державшие в руках хлеб-соль, цветы, и еще какие-то цветные коробки. Мать, подошедшая к дочери выдала – да это же сваты, дочка собирайся – это за тобой. Тамара вышла на крыльцо и заревела, не ждала она вот такого предложения, да еще на глазах у всей улицы, а к оградке стали подходить соседи. Вышедшая мать, чуть подтолкнув дочь, сказала: «Иди к нему, он настоящий мужик, с ним ты будешь счастлива». Она подошла, а он ей сразу: «Я приехал за тобой, как и обещал, ты собралась?». Ее щеки загорелись багрянцем, глаза стали мокрыми, как-то тихо она произнесла: «Да я не думала, что так получиться». «А что думать – завтра уезжаем, у меня дома все готово к свадьбе, и кольца есть и платье свадебное тебе я купил – иди собирайся». Так на следующий день они уехали в далекий и неизвестный ей Темрюк, город-музей под открытым небом. И вправду по приезду все было готово к свадьбе – сыграли пышную и веселую свадьбу, через два года родилась девочка, которую нарекли Еленой, Леночкой.
Эту историю встречи своих родителей рассказала мне Елена Сергеевна Ершова – врач-фтизиатр Ханты-Мансийского клинического противотуберкулезного диспансера. Встретились мы с ней у нее дома, когда я зашел в квартиру меня сразила какая-то идеальная чистота, бывает и так. Заметив мой интерес и опережая вопрос о чистоте, Елена Сергеевна говорит: «У меня такой принцип, как у человека вокруг, так у него и в душе. В чистом доме – чистый разум, чистые мысли и чистые мотивы. Мой дом – моя крепость, и там, где я нахожусь - в моих стенах должен быть порядок и должно быть в порядке».
Пройдя на кухню, Елена пригласила меня выпить чай. На столе все как полагается – чай, конфеты, печенье и большой пакет с земляными орехами. Вот с них мы и начали, раскалывая с помощью чеснокодавилки. Я осмотрел кухню – все по полочкам, ничего лишнего на столах, полотенца сложены в стопочку, много живых цветов. Елена начала рассказывать о своем отце: «Я очень похожа характером на него - молчаливая и упорная. Внешне, можно сказать я строга и холодновата. Не всегда всем доверяю». Фотография отца в рамочке с черной лентой стоит на подоконнике: «Мой отец был для меня примером во всем, мне всегда импонировало в нем целеустремленность и упорство, чтобы он не делал, доделывал до конца и качественно, даже тогда, когда казалось нет решения, отец находил его, у него не было не завершенных дел, он был трудягой и не боялся никакой работы?
Она родилась в Омске. Сразу после рождения ее увезли в Темрюк к бабушке, а родители уехали на Север - зарабатывать. Поехали не одни, с друзьями и родственниками, тогда многие стремились на Север. Вначале был Нижневартовск – Самотлор. Однако родителе позже уехали севернее в строящийся город нефтяников Радужный. Когда приехали жили в балках в поселке промзоны, ведь город только-только начал подниматься.
С ростом нефтедобычи рос и город, родители получают квартиру и вот только тогда подросшую Лену привозят на Север, где она идет первый раз в первый класс. «Первый класс я закончила ужасно, я такой человек – мое обучение зависит от моего педагога или человека, который меня ведет по жизни. Если рядом хороший человек, заинтересованный во мне, то я очен6ь быстро схватываю, я развиваюсь, воспитываю себя», - рассказывает она о своем начале обучения в школе, заметив, что такая тенденция сопровождает ее и в настоящее время, а потом приводит интересное сравнение: «Это как цветок, если он растет в хороших оптимальных условиях, нужный свет, нужная температура – он цветет. Когда он попадает в не те неблагоприятные условия, он вянет. Он засыхает. У меня тоже самое. В первом классе была незаинтересованная мною учительница, она иногда позволяла себе делать неуместные замечания детям, которые обычно не делают. И я после первого такого замечания замкнулась в себе, ощетинилась. Не пошло мое обучение».
Когда Елена закончила первый класс, в микрорайоне города, где родители получили квартиру, открылась новая школа и уже во второй класс Леночка пошла в эту школу. Придя в класс, у нее появилась новая учительница. «Моя успеваемость кардинально поменялась. С троек на пятерки. Я была заинтересована в учебе. Учительницу, классную руководительницу звали Наиля Харисовна. Она была женщина одинокая и всю свою жизнь посвящала ученикам. Она не только интересовалась успеваемостью, она интересовалась ребенком в целом, в том числе жизнью вне школы. А такая заинтересованность педагога учеником стимулирует к развитию».
Елена Сергеевна рассказывает, что врачей среди ее родственников никогда не было, однако ее мама медицинский работник. В свое время мать кончила медицинское училище – получила диплом фельдшера, в Радужном работает в детской поликлинике с самого основания города. Маленькая Лена часто бывала у мамы на работе, однако медицинская тема ее не увлекала. Увлекало ее другое – творчество, она мечтала стать модельером-конструктором или дизайнером и пока училась в школе постоянно ходила в городской Дом творчества и занималась рукоделием. Ее мечта была поступить в индустриальный институт в родном Омске. Однако выяснилось, что для поступления нужна бумага о предварительном окончании какой-нибудь специализированной школы. Дом творчества такой бумаги не смог предоставить, просто не выдавал таких бумаг. Мечта осталась мечтой. Нет, конечно Лена не перестала заниматься творчеством (вышивает, создает аппликации из разных материалов), она и сейчас продолжает творить и учит своих дочерей, но, также, как и в школьные годы на любительском уровне.
Выбрать профессию помогла мама. Дочь решила поддержать ее профессию, продолжив семейную династию. Да и семья была не слишком обеспечена, чтобы дочь смогла уехать далеко учиться. По окончании школы, Елена пошла работать в детскую поликлинику санитаркой и начала готовится к поступлению в институт. «Через год я поступила в Ханты-Мансийскую медицинскую академию, раньше она называлась, в 1999 году – Ханты-Мансийский медицинских колледж, филиал Тюменской медицинской академии. Причем был прием в два потока и в колледж, и в академию – филиал. Я поступила в колледж набрав хорошие баллы, и могла бы поехать в Тюмень, однако осталась в окружном центре. Начала учиться. Набор был не большой и это положительно сказывалось на качество получаемых знаний. Позже колледж лицензировался и стал медицинским институтом и доучивалась я уже в институте», - вспоминает Елена Сергеевна.
Со второго курса обучения в институте, она подрабатывала, вначале санитаркой, потом медсестрой, а потом после четвертого курса пришла работать в реанимацию. После окончания собиралась вернуться в Радужный, где для нее было подготовлено гарантийное письмо о приеме на работу. Она должна была отучиться в ординатуре 2 года в Тюмени на анастезиолого-равматолога - выбрала такую специальность. Однако, случилась любовь и Лена познакомилась с молодым человеком – влюбилась, поженились и как-то уезжать молодой супруге в другой город - было несерьезно. Елена стала искать специальность и направление при изучении которого она бы не выезжала из Ханты-Мансийска. Сейчас признается, что совершенно не понятно, как, выбрала фтизиатрию. Была на одной презентации медицинских специальностей представителями различных медицинских организаций, из лекций по физиатрии ей стал интересен этот предмет, ее увлекло, «зацепило», а именно проблематика, она тогда поняла, что наверняка сможет что-то сделать в этом направлении медицины (в ней сыграл характер отца, о котором она всегда уважительно вспоминает и рассказывает, Сергей Васильевич умел увлечься и планомерно идти к воплощению своей цели). Увлеклась и Елена Сергеевна, принимает решение проходить ординатуру по очно-заочной форме.
У Елены две девочки. Юля (9лет) очень любит животных. «Однако у нас есть с ней цель, и я ее подталкиваю к этому, она хочет стать журналистом, поступить на журналистский факультет нашего университета. И она уже сегодня пишет статьи, составляет вопросы к интервью, правда это пока касается родственников. Я ей давала задание, и Юля брала интервью у бабушки. Ей нравится, и она любит импровизировать», - делится со мной Елена. О второй дочери - Сони (5 лет) рассказывает, что она еще маленькая и думать о какой-либо профессии еще рано.
Мы так и сидели на кухне и ели фундук, несколько раз подходили девочки, задавали маме какие-то вопросы, Елена отвечала, давала советы, и если старшая Юля быстро реагировала на предложения и замечания мамы, то Соня начинала капризничать, и тут же получала еще кучу всяких замечаний, я подумал – а у той мамы нет любимой дочери как часто бывает в других семьях, эта мама равномерно распределяет свою любовь и заботы дочерям, наверное это правильно, твердый характер у мамы, дочери должны вырасти умницами и хозяюшками.
В то время, когда Елена беседовала, с дочерями, я не знал, как завести разговор о мужчине в ее семье, она вдруг сама перешла к вопросу о муже, о хозяине в доме. «Юрий, вы знаете, каждая женщина изначально мечтает о семье», - тихо начала она. «Если птичке сломать крылышко, она не полетит, она вылечится, но, летать так проворно уже не сможет. Проблема в том, что в определённый момент моей жизни, когда я стремилась к этому, к какой-то семейной идиллии - мое желание, по не зависящим от меня причинам – отбили», - здесь Лена остановилась, замолчала, видно, что ей тяжело говорить, она резко встала и вышла из кухни в комнату к девочкам. Было слышно, как она разговаривала с ними, спрашивала покормили ли они кролика (декоративный, который был подарен дочерям друзьями). Потом стало тихо.
Елена вернулась на кухню села за стол, лихо расколов чеснокодавилкой очередной орех, продолжила рассказ: «Я была серьезно разочарована в браке. Видимо для моего мужа брак был совершенно не тем, чем он был для меня. В моем понимании брак – это союз двух любящих людей, основанный на искренности, доверии, взаимной поддержке и способности уберечь и оградить семью от любой опасности. К сожалению, на практике все выглядело иначе. Я, наверное, идеалистка. Все, кто приходил в мой дом – мои подруги, родственники, уходя, говорили – Лена, у тебя такая аура, мы приходим, и у нас как что после общения с тобой возникает ощущение - «камень с души упал». Да и ты сама снимаешь весь негатив, который есть. Почему? Потому-что я оптимистка, я оптимистка по жизни, и какие-нибудь неприятности по жизни не случились со мной, я всегда стараюсь видеть позитив. Вот в том, что я одна живу, без спутника жизни, даже в этом я вижу позитив». Было видно, она переживала и переживала очень, мне уже хотелось отойти от этой темы… Однако Елена со свойственной ей уверенностью и твердостью расколов следующий орех продолжила: «Мне нужен мужчина высоких моральных принципов. Не найду и не надо, но размениваться на меньшее я не буду. Я могу покоряться мужчине, но, я покорюсь тому, кто меня достоин, я должна быть уверена, что он, принимая решение, будет руководствоваться лишь одним желанием – защитить семью, отношения, детей. Я послушаюсь лишь того мужчину, которого я буду уважать, а мое уважение надо заслужить».
«А не хотите-ли пельменей?», спросила Елена Сергеевна. Да нет, - смущенно ответил я. «Что вы! Пельмени делала моя мама, привезли из Радужного». Я не смог устоять, и большая тарелка с пельменями щедро посыпанная зеленью и сдобренная сметаной – стояла передо мной. Аромат свежего отварного мяса наполнил кухню. «Я люблю готовить, и у меня на приготовление блюд всегда найдется время и потом, пища должна приносить не только насыщение, но и пользу, она должна быть сбалансирована», - начала рассказывать Елена, а я подумал, вот, в человеке заговорил врач. И действительно, как-то незаметно, наш разговор перетек в профессиональное русло.
«Вообще фтизиатрия – не вспаханное поле», начала Елена Сергеевна, потом добавляет, что, много всего интересного и вот она как раз она «зацепилась» за иммунологию, и эта тема стала темой ее будущей диссертации. «Я сейчас учусь в аспирантуре Санкт-Петербуржского научно-исследовательского института фтизиатрии и пульмонологии, направление клиническая медицина. Дальше три года обучения и если все успешно пройдет – стану кандидатом медицинских наук», - рассказывает она. Еще Елена вот уже седьмой год преподает в Ханты-Мансийской государственной медицинской академии, ведет занятия высшего профессионального образования, прошла внутреннюю аккредитацию по качеству предоставляемых образовательных услуг на хорошую оценку. «Диспансер я не покину, не хочу терять клинический навык, даже уйдя на преподавательскую деятельность. Потому-что педагог без клинической практики, он ноль, он никто», - резюмирует она. Вот так в жизни у меня получается, наверное, не случайно, хотя преподавать я начала случайно. «Я не ожидала, что преподавательская деятельность мне так понравится и увлечет. Я стараюсь детям передать опыт, который накопила в своей клинической практике. Я человек творческий, я не могу сидеть в одной сфере деятельности. Конечно, не в том плане, чтобы поменять к примеру, фтизиатрию на хирургию, нет, именно развиваться в одной дисциплине, но с разных сторон и в разных направлениях», - рассуждает Елена Сергеевна.
«Я на работе в диспансере очень дотошная, въедливая и ко всему внимательная. Коллектив, в котором я сейчас работаю – хороший. Как и в любом коллективе мы делимся своими проблемами и радостями. И если у кого-то беда, то коллектив обязательно поможет. И я чувствую в своих коллегах некую поддержку. Наконец-то я стала получать удовольствие от людей с которыми я работаю и не хочу с ним расставаться», - потом Елена перешла к рассказу о специфике работы в диспансере и было видно, что тема ей это по душе.
Около одной трети населения мира инфицировано туберкулезной бактерией. Но лишь небольшая доля инфицированных людей заболевает туберкулезом. Люди с ослабленной иммунной системой подвергаются гораздо более высокому риску заболевания. Вероятность развития активного туберкулеза у людей с ВИЧ примерно в 20-30 раз превышает аналогичный показатель среди не инфицированных ВИЧ людей. Туберкулез социальная болезнь, и страдают им именно люди социально неустроенные. Контингент пациентов – сложный и трудный, специфический, но, она справляется, главное – психологический подход. Конечно, кого-то необходимо в грубой форме одергивать, тут же поправляется - хотя врачей и осуждают за это. А вообще, нужно вначале определить тип пациента, его психологический портрет, и с каждым работать индивидуально.
Елена много рассказывала о работе, она была увлечена, она была «в теме» этого вопроса, в какой-то момент я даже подумал, что вот такие люди напористые и въедливые (и я подумал об отце Елены, вот оно откуда, вот он отцовский характер) наверняка смогут победить эту болезнь и ведь побеждают. Елена утверждает, что туберкулез излечим. Она говорила и говорила, и мне действительно было интересно, значит и молодежь она точно сможет увлечь, правильно подсказать в выборе профессии.
Уже стемнело, девчонок не было слышно, кстати, тоже интересно, я уже третий час в гостях, а дети спокойно и тихо занимаются своими делами – воспитание, и убеждение, пример мамы. Я спросил ее о друзьях, остановившись в своем рассказе я явно почувствовал некое недовольство своей собеседницы, которую прервал на самом интересном – работе и науке. «У меня не много друзей, единицы, я очень закрытый человек, у меня много знакомых, а те немногочисленные друзья, очень надежные люди», - тем же рефреном выпалила она, что и рассказывая о работе. Немного подумав она сказала, что любит идейных людей, которые идут к своей цели и ни на что не размениваются. А еще ей нравятся люди, которые имеют свое мнение, и никто не может на них повлиять, то есть люди, которые не подвластны чужому давлению. «Вот у него есть свое мнение, да он рассмотрит варианты, мнение своих коллег, своих противников, и сложив эти мнения и возможно скорректировав, примет решения, однако у него останется свой стержень, свое представление мнение куда двигаться. Не люблю, когда люди размениваются и прыгают туда-сюда», - говорит Елена, добавив, что главное сделать так, чтобы человек не был обижен тобой.
Мы стали прощаться, Лена провожая меня начала говорить главное, о чем хотела сказать, в этот момент подошли девочки, на руках старшей сидел кролик – милый и забавный, хозяйка дома стала говорить о вере, что надо учится верить по-настоящему, не на словах, и не обязательно в Бога, начните с людей. И тогда в Бога поверишь искренне. Настоящая вера не ломается не перед чем. И нужно, просто необходимо верить в людей, когда они идут по своему пути и добиваются того, что определили для себя. «И поверьте, испытываешь истинное удовольствие, когда твоя вера, кому-то помогла. Я стараюсь верить в человека до последнего», - улыбнувшись сказала она, девочки стояли рядом и внимательно слушали маму.
Я не удержался и практически на пороге задаю ей вопрос, верит ли она сама, верит ли в будущее свое и своих детей. Я предполагаю, сказала она и продолжив утвердительно ответила, умеет верить, что она терпеливая и настойчивая: «Мне не страшно, если учитывать то, через что я уже прошла. Самое страшное, и чего я боюсь больше все, не дай Бог конечно, это чтобы ничего не случилось с моими девочками, мы живем на хорошей земле, здесь можно реализовать свои мечты».
«Счастье — это уметь ценить то, что есть у тебя сейчас», - сказала она и в этот момент мы расстались, за мной закрылась дверь квартиры, в которой живет счастье, в которой чисто, как в душе у хозяйки, в которой любят быть друзья и знакомые, очень хорошие знакомые. И уже возвращаясь домой в полупустом автобусе у окна рассматривая мелькающих одиноких прохожих, из головы не выходили слова моей собеседницы - мудрость и опыт приходят только с продвижением в жизни, и счастье не в конце пути, а в самом пути, иногда счастье можно просто не заметить, надо ценить то, что у тебя есть сегодня. Иногда упорно и настойчиво продвигаясь к счастью, мы, к сожалению, не замечаем, что счастье уже в наших руках, здесь и сейчас.
15 сентября 2015 г. Юрий Дударев
Ханты-Мансийск.