20.07.2009
ЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО
ОКРУГА-ЮГРЫ
РАСШИРЕННОЕ ЗАСЕДАНИЕ КОЛЛЕГИИ
РЕШЕНИЕ
17 апреля 2009 года г. Ханты-Мансийск
«Итоги деятельности органов и учреждений здравоохранения автономного округа за 2008 год»
Заслушав и обсудив выступления, коллегия отмечает, что в 2008 году система здравоохранения автономного округа была ориентирована на решение основных задач по сохранению здоровья населения и улучшению качества оказываемой медицинской помощи. Результаты эффективного функционирования системы следующие.
Сохранена положительная тенденция основных демографических показателей. Естественный прирост населения в 2008 году составил «+8,6» (в 2007 году по округу «+7,9»), рождаемость 15,4 (в 2007 году по округу 14,6 на 1000 населения), общая смертность 6,8 (в 2007 году по округу 6,7), младенческая смертность 5,1 (в 2007 году по округу 5,6; по России 9,4).
Динамика первичной и общей заболеваемости населения автономного округа в 2008 году не претерпела существенных изменений. Первичная заболеваемость составила 879,7 на 1000 населения, что на 2,7% ниже, чем в 2007 году. Общая заболеваемость в 2008 году по сравнению с 2007 годом снизилась на 1,4% и составила 1509,2 на 1000 населения.
Структура первичной заболеваемости взрослого населения в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в 2008 году по сравнению с 2007 годом не изменилась. Чаще всего регистрируются болезни органов дыхания, в 2008 году показатель первичной заболеваемости составил 129,7 на 1000 соответствующего населения, что на 0,5% меньше, чем в 2007 году. Второе место в структуре заболеваемости приходится на травмы и отравления, в 2008 году показатель составил 98,4 человек на 1000 взрослого населения (на 1,9% меньше, чем в 2007 году). На третьем месте по частоте заболеваемости взрослого населения находятся заболевания мочеполовой системы, показатель составил 64,5 на 1000 взрослого населения, что на 4,9% больше, чем в 2007 году. Болезни кожи и подкожной клетчатки находятся на четвертом ранговом месте, первичная заболеваемость этим классом болезней составила 42,1 на 1000 населения (на 1% выше, чем в 2007 году). В 2008 году первичная заболеваемость взрослого населения болезнями системы кровообращения составила 26,5 на 1000 населения, это на 10,1% ниже, чем в 2007 году.
Среди социально-значимых болезней тенденции заболеваемости в 2008 году различны. Заболеваемость активным туберкулезом снизилась на 0,8% по сравнению с 2007 годом и составила в отчетном году 86,1 на 100 тыс. населения. В 2008 году снизилась заболеваемость психическими заболеваниями на 4,6%, наркологическими расстройствами на 2,3%, показатель составил соответственно 629,1 и 2010,3 на 100 тыс. населения.
В 2008 году по сравнению с 2007 годом на 4,1% выросли впервые диагностированные случаи злокачественных заболеваний, показатель составил 204,9 на 100 тыс. населения.
Отмечается рост показателя заболеваемости ВИЧ-инфекцией, показатель в 2008 году вырос на 5% по сравнению с 2007 годом и составил 541,7 на 100 тыс. населения.
Первичный выход на инвалидность взрослого населения за последние три года существенно снизился, показатель в 2008 году составил 37,1 на 10 тыс. взрослого населения, по сравнению с 2007 годом отмечается снижение на 2,9%.
В структуре болезненности детей в возрасте до 14 лет преобладают болезни органов дыхания (52,5%), болезни органов пищеварения (7,1%), инфекционные и паразитарные болезни (5,6%), травмы и отравления (5,5%), болезни глаза и его придаточного аппарата (5,2%). По сравнению с 2007 годом отмечается стабилизация показателей болезненности по классам: болезни глаза и его придаточного аппарата, болезни системы кровообращения, болезни органов дыхания, врожденные аномалии развития, болезни крови и кроветворных органов. Зарегистрировано снижение показателей по классу болезней эндокринной системы с 35,5 на 1000 детей до 28,0, психических расстройств с 28,5 до 24,9, органов пищеварения, нервной системы, костно-мышечной системы.
Вместе с тем, отмечается увеличение показателей болезненности по классу новообразований на 16,0%, по классу травмы и отравления на 2%.
По итогам текущего года произошло значительное снижение первичной заболеваемости среди детей первого года жизни с 3054,3 до 2758,2 на 1000 детей, достигших 1 года в данном году.
Снижение заболеваемости произошло в основном по классам болезней органов дыхания, органов пищеварения, отдельных состояний, возникающих в перинатальном периоде, болезней нервной и эндокринной системы.
В 2008 году в Югре смертность трудоспособного населения составила 511,7 на 100 тысяч соответствующего населения, что на 2,5% меньше чем в 2007 году (524,4) и на 26% ниже, чем в целом по РФ (2007 г. – 691,4).
Для снижения уровня преждевременной смертности в Югре реализовывался комплексный план мероприятий по снижению уровня преждевременной смертности, утвержденный распоряжением Губернатора автономного округа от 13 октября 2005 года №525-рп. Аналогичный комплексный план на 2009 - 2011 годы утвержден Постановлением Правительства автономного округа от 18 февраля 2009 года №41-рп и реализуется в настоящее время. В его исполнении задействовано 16 заинтересованных ведомств.
В структуре причин преждевременной смертности лидирующее место традиционно занимают болезни системы кровообращения. По итогам 2008 года отмечается незначительный прирост данного показателя со 162,5 до 164,3 на 100 тыс. населения. При этом следует отметить, что уровень смертности населения трудоспособного возраста от болезней системы кровообращения на 23,5% ниже, чем в целом по РФ (215 в 2007 г.). На втором месте, как и в прошлом году, смертность от внешних причин, но он стабильно снижается уже в течение ряда лет. По итогам 2008 года показатель смертности от внешних причин (157,8) уменьшился на 13,5% в сравнении с 2007 годом (182,6). Данный показатель на 22% ниже аналогичного по РФ (219,6 в 2007г.). На 3 месте в структуре причин смертности населения находятся заболевания злокачественными новообразованиями.
Показатель смертности трудоспособного населения от злокачественных новообразований в 2008 году увеличился на 10% в сравнении с предыдущим годом (с 67,8 в 2007 году до 75,3 за 2008 год). Данная ситуация объясняется значительным приростом заболеваемости, обусловленным улучшением выявляемости и демографическими процессами в округе (старение и обратная миграция пожилого населения).
В 2008 году в системе здравоохранения автономного округа интенсивно применялись высокие технологии. По итогам 2008 года 16 891 пациентам оказана высокотехнологическая медицинская помощь, это на 19% больше, чем в 2007 году (13 840).
В рамках реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» принят Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 31.10.2007 года № 162-оз «О программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Реализация приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» на 2008-2010 г.г.». Программой в 2008 году осуществлено финансирование мероприятий в объёме 1 322 038,0 тыс. рублей из средств бюджета автономного округа.
Реализация мероприятий первого направления «Совершенствование оказания первичной медико-санитарной помощи» позволила достичь следующих показателей:
- Стабилизирован показатель общей смертности населения на уровне 6,77 по итогам 2008 года (в РФ – 14,6).
- Снижен показатель материнской смертности с 23 на 100 тыс. живорожденных в 2007 году до 21,4 по итогам 2008 года (в РФ – 22,1).
- Младенческая смертность за последние 10 лет остается одной из самых низких в РФ (в 2007 году – 5,6 на 1 тыс. рожденных живыми, а по итогам 2008 года – 5,1). Для сравнения – в РФ данный показатель составляет 9,4.
- Уровень преждевременной смертности от управляемых причин в последние годы постоянно снижается, а за 2008 год составил 130,9 на 100 000 населения, что на 3,4% ниже, чем в 2007 году (135,5) и на 7,6%, ниже показателя 2006 года (141,6).
- Отмечено значительное снижение инфекционной заболеваемости по 31 нозологической форме, в том числе:
- вирусным гепатитом В – в 2,1 раза;
- гриппом – в 13,3 раза;
- корью – отсутствие случаев заболевания в 2008 году.
- Обеспечено проведение 100% экстренной специфической профилактики клещевого энцефалита для лиц, укушенных клещами, что позволило не допустить случаев инвалидизации и летальности среди населения.
- В результате дооснащения лечебно-профилактических учреждений современным диагностическим оборудованием % расхождения клинического и патологоанатомического диагнозов снизился на 1,2% (с 8,6% в 2006 году до 7,4% в 2008 году).
- В результате приобретения и установки диагностического оборудования в учреждениях, оказывающих первичную медицинскую помощь, ликвидирована очередность:
- на УЗ-исследования в 36,3% муниципальных образований;
- на рентгеновские исследования в 81% муниципальных образований;
- на эндоскопические исследования – в 59% муниципальных образований.
- Сократились сроки ожидания бригады скорой помощи с 9,5 до 9,0 мин.
- Отмечен рост среднемесячной заработной платы в сравнении с 2007 годом:
- врачей – на 10% (47011 руб.);
- среднего медицинского персонала – на 38% (32106 руб.).
- Обеспеченность сертификатами работающих врачей первичного звена достигла 100%.
- Проведена оптимизация числа малокомплектных участков (55 – по состоянию на январь 2009 года, в 2007 году - 58). Все участки укомплектованы врачами.
- На 34% увеличилось количество врачей общей практики – 128 (в 2007 году – 84).
- С вводом телемедицинских пунктов закончено формирование окружной телемедицинской сети для проведения консультаций в автономном округе в режиме реального времени.
- Создана системы телерадиологии, которая объединяет в единую сеть 34 лечебно-профилактических учреждения и позволяет получать, передавать, описывать медицинские изображения от разных медицинских аппаратов, в том числе компьютерных томографов, комплексов ядерно-магнитного резонанса, цифровых рентген-аппаратов, УЗИ – аппаратов и иного диагностического оборудования в международном формате.
В рамках реализации направления «Развитие актуальных направлений специализированной медицинской помощи и увеличение объёмов оказания высокотехнологичной медицинской помощи» достигнуты следующие результаты:
- Внедрена система оказания неотложной кардиологической помощи и международные протоколы лечения больных с острым коронарным синдромом (проект «Югра-Кор»), что позволило снизить летальность среди данных пациентов с 2,7 в 2007 году до 2,6 по итогам 2008 года.
- Высокотехнологичные коронарные вмешательства по экстренным показаниям выполнены 296 из 1874 больных с острым инфарктом миокарда или 15,6%, что почти в 3 раза больше чем в 2007 году (5,8%).
- Общий объём оказания хирургической помощи больным с патологией сердечно-сосудистой системы возрос на 14% (в 2007 году – 2170, за 2008 год – 2513 операций).
Второй не менее важной программой, реализуемой в Югре, в 2008 году являлась окружная целевая программа «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера», утвержденная Законом автономного округа № 144-оз 28 декабря 2006 года.
Финансирование мероприятий Программы в 2008 году было предусмотрено за счёт двух источников: бюджета автономного округа (656220,8 тыс. рублей) и бюджета Российской Федерации (67700 тыс. рублей).
В ходе реализации программных мероприятий в отчетном году удалось достигнуть запланированных Программой целевых индикаторов и показателей эффективности:
- снижение показателей заболеваемости сифилисом на 25% (с 45,3 до 34,3 на 100 тыс. населения), гонореей на 13% (с 92,6 до 80,9 на 100 тыс. населения);
- значительное снижение инфекционной заболеваемости по 31 нозологической форме, в том числе вирусным гепатитом В – в 2,1 раза, гриппом – в 13,3 раза, а также отсутствие случаев заболевания корью в 2008 году;
- снижение показателя распространенности туберкулеза на 17,3% (с 230,5 до 193 случаев на 100 тыс. населения);
- увеличение доли случаев прекращения бактериовыделения при туберкулезе в общем числе случаев бактериовыделения на 45% (с 20% до 36,7%);
- снижение смертности населения от активного туберкулеза на 8% (с 12,8 до 11,8 случаев на 100 тыс. населения);
- снижение в 2 раза показателя заболеваемости вирусным гепатитом В (с 8,9 до 4,13 случаев на 100 тыс. населения);
- увеличение охвата диспансерным наблюдением вновь выявленных больных с ВИЧ-инфекцией с 80 до 87,9 %;
- увеличение доли компенсированных форм сахарного диабета с 30 до 34 %;
- снижение на 5,5% смертности от цереброваскулярных болезней, включая инсульт вследствие артериальной гипертонии, с 60 до 56,8 случаев на 100 тыс. населения;
- увеличение осведомленности граждан о наличии у них артериальной гипертонии до 51 %;
- снижение показателя одногодичной летальности онкологических больных с 27,5% до 27,3% (в среднем по РФ - 31%);
- увеличение доли больных, выявленных с визуальными локализациями опухолей в I-II стадии (от общего числа выявленных онкологических заболеваний) с 20% до 30%.
В 2008 году продолжилось развитие материально-технической базы здравоохранения. На финансирование проектирования и строительства 46 объектов здравоохранения было выделено 4 087 055 тыс. руб., введено в эксплуатацию 13 объектов здравоохранения, что дало прирост 265 коек и позволило перевести из аварийных и приспособленных 262 койки (2% от общего коечного фонда), ввод зданий амбулаторно-поликлинических учреждений на 495 посещений в смену (1,4% мощностей действующих поликлиник) и ввод в эксплуатацию объектов вспомогательных подразделений здравоохранения общей площадью 28 789 кв. метра.
В результате уменьшилось количество зданий, находящихся в аварийном состоянии, до 9 (8 из них, принадлежат муниципальным образованиям) в 2008 году. Остающиеся объекты также планируется перевести из аварийных в новые здания, соответствующие действующим нормам и правилам, по ним осуществляется проектирование или уже ведется строительство.
Финансирование отрасли «Здравоохранение» в 2008 году составило - 30 млрд. 778 млн. рублей, в том числе бюджетные ассигнования – 24 млрд. 692 млн. рублей, средства ОМС - 2 млрд. 130 млн. рублей.
Удельный вес финансового обеспечения системы здравоохранения в среднем по городским округам в 2008 году составил - 18,5%, по муниципальным районам 13,6% от общего объема расходов муниципального образования.
Особое внимание в 2008 году уделялось модернизации системы управления здравоохранением автономного округа. Заключено соглашение с Всемирным Банком Реконструкции и Развития, целью которого является разработка модели реструктуризации системы здравоохранения автономного округа для обеспечения качественного оказания медицинской помощи жителям Югры. Продолжилась работа по сертификации лечебных учреждений автономного округа по международным стандартам ИСО.
В 2008 году проведено 2 этапа мониторинга (март, октябрь) по удовлетворенности населения качеством оказания медицинских услуг в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре. В анкетировании приняли участие 2765 человек из 22 муниципальных образований Югры. Из числа респондентов в основном удовлетворены 60%, удовлетворены полностью 17%; недовольных качеством медицинских услуг 17,1%.
Для достижения основных целей отрасли здравоохранения, поставленных на 2008 год, по реализации мероприятий Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, реализации мероприятий приоритетного национального проекта «Здоровье», дальнейшей модернизации системы здравоохранения и совершенствования медицинского обслуживания населения, за период январь – декабрь 2008 года был принят ряд нормативных правовых актов, разработанных Департаментом здравоохранения автономного округа и по его инициативе:
- Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24.07.2008г. №84-оз «О внесении изменений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «О Территориальной программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2008 год».
Программа является системой государственных и общественных мероприятий, обеспечивающих граждан РФ на территории ХМАО – Югры социально гарантированным объемом медицинской и лекарственной помощи. Программа определяет перечень заболеваний, видов, объемов, условий предоставления и финансирования медицинской помощи, оказываемой гражданам РФ в автономном округе. Законом внесены изменения в ст.4 «Планируемые объемы и источники финансирования Закона ХМАО – Югры от 20.12.2007г. №186-оз «О территориальной программе государственных гарантий…».
- Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10.11.2008г. №127-оз «О внесении изменений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «О программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Реализация приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2008 - 2010 годы».
Указанный Закон имеет целью корректировку региональной целевой программы реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения.
- Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10.11.2008г. №134-оз «О внесении изменений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «О программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера» на 2007 - 2011 годы».
Данным Законом вносятся изменения в Закон автономного округа, которым утверждена региональная программа, имеющая целью снижение заболеваемости, обусловленной заболеваниями социального характера.
- Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18.01.2008 г. № 8-п «Об осуществлении переданных полномочий Российской Федерации по организации оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг».
Определяет Департамент здравоохранения автономного округа в качестве уполномоченного органа по осуществлению переданных субъектам Российской Федерации полномочий, связанных с организацией обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2. Федерального закона от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
- Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24.03.2008 г. № 55-п «Об утверждении Положения о Службе по контролю и надзору в сфере здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры».
Постановлением установлен правовой статус, задачи, полномочия и права Службы по контролю и надзору в сфере здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры как исполнительного органа государственной власти автономного округа, призванного реализовывать отдельные полномочия (лицензирование, контроль и надзор) Российской Федерации в области охраны здоровья граждан, переданные для осуществления субъектам Российской Федерации, и регламентирует его деятельность.
- Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.05.2008 г. № 97-п «О Департаменте здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры».
Постановление определяет правовой статус, задачи, полномочия и функции Департамента здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры как исполнительного органа государственной власти автономного округа в сфере здравоохранения и регламентирует его деятельность.
- Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24.06.2008 г. № 130-п «О порядке предоставления в 2008 и 2009 годах субсидии бюджетам муниципальных образований (городских округов и муниципальных районов) на осуществление денежных выплат медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи».
Субсидии предоставляются из бюджета автономного округа, куда они поступают из федерального бюджета. Далее - осуществление денежных выплат мед.персоналу ФАПов, и скорой мед.помощи из расчета: 5,0 тыс.руб. для врача, 3,5 тыс.руб. для фельдшера(акушерки), 2,5 тыс.руб. для мед.сестры с учетом гарантий, установленных Трудовым кодексом
- Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24.06.2008 г. № 132-п «О порядке предоставления субсидии бюджетам муниципальных образований (городских округов и муниципальных районов) на осуществление денежных выплат медицинскому персоналу амбулаторий».
Субсидии бюджетам муниципальных образований предоставляются из бюджета автономного округа. Далее - осуществление денежных выплат мед.работникам амбулаторий: 5,0 тыс.руб. для врача, 3,5 тыс.руб. для фельдшера (акушерки), 2,5 тыс.руб. для мед.сестер с учетом гарантий, установленных Трудовым кодексом.
- Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24.06.2008 г. № 136-п «О внесении изменений в постановление Правительства автономного округа от 26 декабря 2006 года №311-п».
Принятие данного постановления обусловлено необходимостью приведения перечня лекарственных средств, применяемых при амбулаторном лечении «льготных» категорий населения автономного округа, прилагаемого к постановлению Правительства автономного округа от 26.12.2006 г. № 311-п, в соответствие с изменениями стандартов соответствующих видов медицинской помощи.
- Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05.08.2008 г. № 164-п «О размерах денежной компенсаций донорам на приобретение питания и за сданную кровь или компоненты крови».
Целями принятия данного постановления являются обеспечение потребностей лечебно-профилактических учреждений в крови, ее компонентах и препаратах крови, а также повышение заинтересованности доноров автономного округа в сдаче крови и стимулирование донорства. Установлена компенсация на приобретение питания всем донорам, сдавшим кровь или компоненты крови, в размере 200 рублей, а также платным донорам, начиная с третьей кроводачи (плазмодачи), утверждена компенсация за сданную кровь или компоненты крови в сумме 1000 рублей за 1 литр крови или плазмы и 1500 рублей за 1 лечебную дозу тромбоцитов, заготовленную методом аппаратного цитафереза.
- Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29.08.2008 г. № 185-п «Об организации эксперимента по внедрению новой системы оплаты труда в государственных учреждениях здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры».
Согласно постановлению в нескольких государственных учреждениях здравоохранения автономного округа в порядке эксперимента на период его проведения (до 01.01.2009 г.) вводится новая система оплаты труда работников, суть которой заключается в дифференциации размера заработной платы в зависимости от результатов работы, создание необходимых условий для мотивации работников к результатам труда, ориентированных на качество. Заработная плата работников формируется из окладов (должностных окладов, ставок), выплат компенсационного и стимулирующего характера.
- Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30.10.2008 г. № 223-п «О переходе государственных бюджетных учреждений здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на новую систему оплаты труда».
В соответствии с данным нормативным правовым актом с 01.01.2009 г. государственные бюджетные учреждения здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры должны были перейти на новую систему оплаты труда на постоянной основе (постановлением Правительства автономного округа от 31.12.2008 г. № 298-п действие этого НПА приостановлено до 01.01.2010 г.)
- Постановление Правительства ХМАО – Югры от 15.09.2008 г. № 193-п «О внесении изменений в постановление Правительства ХМАО –Югры от 30.12.2004г. № 497-п».
Согласно постановлению производится возмещение расходов по найму, аренде жилого помещения приглашенным специалистам до 100% независимо от типа строения (каменное, деревянное) за счет средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности учреждения.
- Распоряжение Правительства автономного округа от 11.04.2008 г. № 128-рп «О принятии в государственную собственность муниципального учреждения здравоохранения».
Распоряжение принято с целью формирования в автономном округе сети перинатальных центров для повышения доступности и качества специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи женщинам и детям. Согласно распоряжению с 01.07.2008 г. Сургутский клинический перинатальный центр изменил статус с муниципального на государственный.
- Распоряжение Правительства автономного округа от 15 декабря 2008 г. №545-рп «Об отдельных мероприятиях, направленных на дальнейшее развитие государственной системы здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»
В соответствии с распоряжением создан Совет независимых экспертов по вопросам развития системы здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа–Югры при Правительстве автономного округа, будет осуществлен переход на новую систему оплаты труда, внедрение системы менеджмента качества.
РЕШЕНИЕ:
1. Признать работу органов управления и учреждений здравоохранения автономного округа по итогам 2008 года удовлетворительной.
2. Определить следующие стратегические направления развития отрасли:
2.1. Внедрение пациентоориентированной модели деятельности, как организационной системы, направленной на соблюдение прав и интересов пациента;
2.2. Развитие добровольного медицинского страхования, как источника привлечения в систему здравоохранения дополнительных финансовых средств;
2.3. Перенос акцента в организации медицинской помощи со стационарного на амбулаторное звено;
2.4. Развитие ранней системной реабилитации пациентов;
2.5. Разработка действенных мер формирования у населения принципов здорового образа жизни.
3. Для устойчивого функционирования системы здравоохранения в новых финансовых условиях:
3.1. Руководителям органов управления здравоохранения муниципальных образований, главным врачам государственных и муниципальных учреждений здравоохранения организовать и обеспечить:
3.1.1. Совершенствование уровня взаимодействия государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждений для повышения эффективности использования высокотехнологичного медицинского оборудования;
3.1.2. Оптимизацию коечной сети и штатной численности работников здравоохранения с акцентированным развитием стационарзамещающих технологий, амбулаторно-поликлинического звена и общеврачебных практик;
3.1.3. Проведение мероприятий по созданию и внедрению в руководимых учреждениях системы менеджмента качества и сертификации её на соответствие требованиям государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 9001-2001 (ИСО 9001-2000), как одного из признанных в медицинском сообществе инструментов упорядочения процессов управления в лечебно-профилактических учреждениях, гарантирующих предоставление населению медицинских услуг высокого качества, эффективности и безопасности;
3.1.4. Принятие управленческих решений на основе прогноза развития ситуаций, их открытость и обоснование во взаимодействии с лидерами медицинских сообществ, оперативное доведение информации о принятых управленческих решениях до населения и медицинской общественности;
3.1.5. Профессиональное ориентирование медицинских работников в вопросах федерального и окружного законодательства в сфере здравоохранения и его безусловное исполнение;
3.1.6. Эффективную деятельность Формулярных комиссий при лечебно-профилактических учреждениях;
3.1.7. Проведение не реже 1 раза в полгода социологических исследований среди населения обслуживаемых территорий на предмет удовлетворенности качеством и доступностью медицинской помощи;
3.1.8. Активное применение телемедицинских технологий в процессе оказания медико-диагностической и консультативной помощи пациентам.
3.2. Руководителям аптечных организаций всех форм собственности обеспечить:
3.2.1. Круглосуточную доступность лекарственной помощи;
3.2.2 Неукоснительное соблюдение действующего законодательства в части соблюдения минимального ассортимента лекарственных средств и установления торговых надбавок.
4. Департаменту здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры совместно с Управлением по контролю и надзору в сфере здравоохранения Ханты-Мансийского округа – Югры (Юграздравнадзор), Ханты-Мансийским окружным фондом обязательного медицинского страхования, Ассоциацией работников здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры организовать разработку требований к системе обеспечения качества медицинской помощи в лечебно-профилактическом учреждении.
5. Руководителям органов управления здравоохранения муниципальных образований, главным врачам государственных и муниципальных учреждений здравоохранения для решения задач по развитию системы здравоохранения организовать и обеспечить:
5.1. Предоставление населению объемов медицинской помощи гарантированных программой государственных гарантий предоставления бесплатной медицинской помощи на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2009 год;
5.2. Продолжение реализации мероприятий Приоритетного национального проекта «Здоровье»;
5.3. Финансовую и организационную приоритетность развития службы охраны материнства и детства;
5.4. Использование программно-целевого и межведомственного подхода в борьбе с преждевременной смертностью населения, смертностью от управляемых причин и социально-значимыми заболеваниями, а также по формированию здорового образа жизни и совершенствованию медицинской профилактики, включая меры по развитию спортивной медицины;
5.5. Новый качественный уровень медико-социальной реабилитации инвалидов;
5.6. Соблюдение прав пациентов и обеспечение их комплексной безопасности (противопожарной, санитарно-эпидемиологической, антитеррористической, информационной и др.) на всех этапах оказания медицинской помощи;
5.7. Совершенствование принципа индикативного планирования деятельности;
5.8. Дальнейшее повышение качества профессиональной подготовки руководителей здравоохранения всех уровней;
5.9. Обеспечение постоянного контроля выполнения принципов этики и деонтологии медицинского и обеспечивающего персонала;
5.10. Максимально эффективное использование медицинского оборудования, особенно дорогостоящего высокотехнологичного медицинского оборудования, обеспечение подготовки медицинских кадров и обслуживающего персонала для работы на нем;
5.11. Дальнейшее совершенствование системы контроля на всех уровнях исполнения программ льготного лекарственного обеспечения (обоснованность заявок, персонификация учета, повышение личной ответственности врачей и руководителей здравоохранения за обоснованностью выписки бесплатных или со скидкой лекарственных средств);
5.12. Дальнейшую информатизацию деятельности.
6. Ханты-Мансийскому окружному фонду обязательного медицинского страхования проработать вопрос о подушевом финансировании амбулаторно-поликлинической и параклинической помощи.
7. Рекомендовать Ассоциации работников здравоохранения Ханты-Мансийского округа – Югры проработать вопрос по созданию программ по борьбе с синдромом профессионального выгорания в медицинской среде и повышению уровня юридической защищенности медицинских работников.
Председатель коллегии,
директор Департамента здравоохранения В.С.Кольцов