27.Мар.2020
С ЦЕЛЬЮ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ К ПРОБЛЕМАМ ЛЮДЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

В период с 23 марта по 03 апреля 2020 года в медицинских учреждениях Югры проходят мероприятия, приуроченные ко Всемирному дню распространения информации о проблеме аутизма (2 апреля). Цель- привлечение внимания общественности к проблемам людей с аутизмом, а также повышение знаний о заболевании

В Нягани на учете врача-психиатра с подтвержденным диагнозом «аутизм» состоит 4 человека. Три молодых человека и одна девушка. Возраст пациентов от 18-21 года.
В общей сложности, расстройства аутического спектра различной степени выявлены у 245 горожан. За здоровьем лиц данной группы наблюдают специалисты различного профиля

Аутизм -психиатрическое заболевание, которое диагностируется врачами-неврологами и психиатрами. Недуг проявляется в детстве и характеризуется выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Это определенное нарушение развития психики, неврологическое по своей природе, но, с раннего детства, влияющее на мышление, восприятие, внимание, а в дальнейшем, ограничивающее развитие социальных навыков и негативно влияющее на поведение человека.

Расстройства аутистического спектра (РАС)-с одной стороны, это группа различных сложных расстройств развития мозга, охватывающая, в том числе, и такие состояния, как аутизм и синдром Аспергера. А с другой стороны – это ряд вторичных симптомов, возникающих у детей в следствии различных заболеваний.
Несмотря на различия в определениях и значимости проявлений негативной симптоматики, оба эти расстройства объединены таким симптомом, как «аутичность». Аутичность - является ярко выраженной формой нарушения контактов, «уходом» от реальности в мир собственных переживаний» (психологический словарь).Обычно выделяют три основных области, в которых аутизм проявляется особенно ярко. Первая – это речь и коммуникация. Вторая - социальное взаимодействие. Третья - воображение и эмоциональная сфера.
В качестве основных симптомов аутизма называют трудности в общении и социализации, неспособность установления эмоциональных связей, нарушение речевого развития. Также, для аутизма характерно аномальное развитие всех областей психики: интеллектуальной и эмоциональной сфер, восприятия, моторики, внимания, памяти, речи.

ПОРТРЕТ АУТИЧНОГО РЕБЕНКА
В первую очередь, утакого малыша не возникает или нарушается «комплекс оживления», характерный для нормотипичного младенца. Аутотипичный ребенок слабо реагирует на свет, может не обращать внимания на звук погремушки. Гораздо позднее своих сверстников мальчик или девочка начинает узнавать маму. При этом, эмоциональные реакции слабые или вовсе отсутствуют: нет улыбки, радости при появлении и огорчения при уходе матери.Взрослея, аутотипичный ребенок не реагирует на свое имя.
У «особенного» младенца часто наблюдаются двигательные стереотипы: может однообразно размахивать руками, длительное время издавать одни и те же звуки, часами раскачиваться в кроватке или в коляске. Внимание аутичного ребенка может неожиданно и надолго привлечь какая-либо яркая вещь, однако также неожиданно малыш может панически испугаться знакомого предмета: портрета на стене, собственных пальчиков.В более старшем возрасте, аутичные дети кажутся отрешенными и безразличными к тому, что происходит вокруг, но чрезвычайно сосредоточенными на каком-либо предмете или действии.
Чаще всего, для таких малышей свойственен отсутствующий, неподвижный взгляд «сквозь» человека, отказ от прямого (глаза в глаза) взгляда (даже если смотрят на человека в упор, то просто разглядывают отдельные части лица или детали одежды).Дети стремятся уйти от контактов с окружающими людьми, отказываются от коллективной игры, предпочитая индивидуальные занятия в уединении.

Склонность к стереотипным и повторяющимся действиям сказывается и в играх, поэтому такие детки могут годами играть в одну и ту же игру, рисовать одинаковые рисунки. У некоторых игра отсутствует вовсе, и развитие задерживается на стадии элементарного манипулирования каким-либо предметом. Это проявляется и в возрасте постарше, когда ребенка приучают к элементарным навыкам самообслуживания. Например, ребенок может вместо умывания многократно поворачивать ручку крана то в одну, то в другую сторону или бесконечно включать и выключать свет, двигать ящиком в комоде или тумбе, открывать и закрывать дверь. И эти действия повторяются слишком часто, долго и многократно, чтобы быть просто игрой.

Дети с нарушениями в социализации и общении любят придерживаться определенных ритуалов, и малейшие изменения в жизни или в режиме могут стать травмирующим фактором. Результатом таких изменений бывает «уход в себя», либо вспышка агрессии, выражающаяся в жестоком обращении с близкими, со сверстниками, животными, в стремлении крушить и ломать все кругом. Довольно часто наблюдаются вспышки самоагрессии, возникающей при малейшей неудаче. Причем находящиеся рядом взрослые часто не понимают причины взрыва ребенка, они, имея навык общения с обычными детьми, не всегда придают значения «пустякам», которые так важны для аутичного ребенка.

ВАЖНО ЗНАТЬ, что первые признаки нарушения развития и расстройства аутистического спектра или аутизма можно заметить уже на первых месяцах жизни. Единственное условие – внимательное отношение родителей и владение информацией об основных этапах формирования и развития навыков у младенцев и детей, а также своевременное обращение к участковому педиатру или участковой медицинской сестре.


В профилактических целях, в детской поликлинике по месту регистрации, можно пройти скрининговое психологическое тестирование на выявление аутистических симптомов у ребенка (мероприятие проводится в возрасте от полутора до двух лет). При обнаружении тревожных симптомов будут назначены консультации врача-невролога и психиатра.

Возраст /Основные навыки/ при подозрении на аутизм

1 – 1,5 месяца/лежа на животе поднимает голову. Улыбается/Улыбка отсутствует

2 месяца/ лежа на животе приподнимается на руках. Гулит/ гуление отсутствует

3 месяца /следит взглядом за игрушкой. Может проявлять интерес к ней (оживляется, тянется), реагирует на звук /нет эмоциональной реакции или реакция парадоксальная (страх, отсутствие интереса, нет реакции на звук)

4 месяца/ переворачивается с живота на спину. Громко смеется. Оборачивается на голос. Узнает мать /нет эмоциональной реакции или реакция парадоксальная

5 месяцев/переворачивается со спины на живот. Хватает погремушку. Отличает чужих от близких /стереотипные действия, привязанность к одним и тем же предметам. Страх новых игрушек.

6 – 7 месяцев/ сидит без поддержки. Берет предметы одной рукой. Проявляет активность в манипулировании предметами /стереотипные действия, привязанность к одним и тем же предметам.

8 – 9 месяцев/ ползает. Встает, держась за опору. Произносит неосознанно слова «мама» и «папа»/ указанные навыки отсутствуют. Нет отдельных слогов в речи.

10 – 11 месяцев/ называет родителей мамой и папой. Понимает слово «нет». Знает свое имя, название частей тела/нет обращенной речи. На свое имя не реагирует. Не понимает слова «нет».

12 месяцев/ самостоятельно ходит. Пьет из чашки. Активно учится держать ложку и т.п. «Болтает». Использует в речи 10-12 слов/указанные навыки отсутствуют. Нет отдельных слогов и слов в речи.

1 год и 3 месяца/бегает. Правильно называет 4-6 предметов, когда ему указывают на них/ указанные навыки отсутствуют. Нет отдельных слогов и слов в речи. Нет адекватной реакции на указательный жест.

1 год и 6 месяцев (18 месяцев)/ рисует каракули. Называет предметы по картинке. Употребляет в речи 10 – 20 слов. Самостоятельно пользуется ложкой/ указанные навыки отсутствуют или развиты крайне слабо, особенно речь.

2 года (24 месяца) /употребляет в речи 50 слов. Способен говорить предложениями из 2-3 слов. Формулирует высказывание. Находит нужную картинку по названию/ указанные навыки отсутствуют или развиты крайне слабо, особенно речь.

2 года и 6 месяцев /идет по лестнице, меняя ноги. Строит дом из кубиков. Зовет себя «Я». /указанные навыки отсутствуют или развиты крайне слабо, особенно речь. Нет реакции на имя. О себе может говорить в третьем лице.

3 года /стоит на одной ноге. Ездит на трехколесном велосипеде. Рисует окружность, крест. Знает стихи. Моет руки. Проявляет интерес к другим детям во время прогулок/ указанные навыки отсутствуют или развиты крайне слабо, особенно речь. Интерес к детям отсутствует.

4 года /строит из кубиков по модели (сделай так же). Играет в ролевые игры с детьми. Копирует поведение и деятельность родных. Рассказывает истории/ указанные навыки отсутствуют или развиты крайне слабо, особенно речь. Интерес к детям и играм отсутствует.

Ольга Русакова
медицинский психолог БУ «Няганская городская поликлиника»